Пояснительная записка к учебному плану муниципального образовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа д. Юнусово муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан Учебный план МОБУ СОШ д.Юнусово МР Мечетлинский район Республики Башкортостан разработан на основе: - Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (в действующей редакции). - Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124 – ФЗ (в действующей редакции). – Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100) – Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 569 от 18.07.2022 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования” (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676) – Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101) – Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 568 от 18.07.2022 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования” (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675) – Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрирован 07. 06. 2012 г. N 24480) – Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413” (Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034) – ФОП начального общего образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 “Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования” (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229) – ФОП основного общего образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 “Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования” (Зарегистрирован 12.07.2023) – ФОП среднего общего образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 “Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования” (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74228) – Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171"О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования" (Зарегистрирован 11.04.2024 № 77830) – Приказ Министерства просвещения РФ от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО, СОО» (Зарегистрирован 29.08.2022 № 69822) – Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 62 от 01.02.2024 “О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ основного и среднего общего образования” (Зарегистрирован 29.02.2024 № 77380) – Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 31 от 22.01.2024 “О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования” (Зарегистрирован 22.02.2024 № 77330) – Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 110 от 19.02.2024 “О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования” (Зарегистрирован 22.02.2024 № 77331) – Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 1028 от 27.12.2023 “О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования” (Зарегистрирован 02.02.2024 № 77121) - Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» -Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» -Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» -Методические рекомендации по введению обновленных ФГОС НОО и ООО (письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 № АЗ-113/03) -Методические рекомендации по введению обновленных ФГОС НОО и ООО (письмо Минобрнауки РБ от 21.02.2022 № 04-05/197) - Письмо Министерства образования и науки РФ от 9.09.2017 года № ТС- 945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке». - Письмо Рособрнадзора от 20 июня 2018 года № 05-192 «О реализации прав на изучение родных языков из числа языков народов РФ в общеобразовательных организациях». - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». - Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». - Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021 СанПиН 1.2.3685-21, 1.2.3685-21, Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021 № СанПиН 1.2.3685-21,2,1.2.3685-21 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания". - Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 N 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2022 N 70799) – Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 119 от 21.02.2024 “О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. N 858 “Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников” (Зарегистрирован 22.03.2024 № 77603) - Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 мая 2015 № 08-761 «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно – нравственной культуры народов России» -Решение заседания коллегии Министерства образования и науки Республики Башкортостан «Об организации изучения предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» («Родной язык и родная литература») при введении федеральных основных общеобразовательных программ и обновленных ФГОС общего образования» от 24.04.2023 г. - Положения «О формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по основным образовательным программам» (утверждена приказом No29/32 от 31.08.2020, принята педагогическим советом школы протокол № 1 от 28.08.2020). - Закон Российской Федерации от 25.10.1991 г. №1807-1 «О языках народов Российской Федерации» - Закон Республики Башкортостан от 01.07.2013 г.№696-3 «Об образовании в Республике Башкортостан» - Закон Республики Башкортостан от 1502.1999 г. №216-3 «О языках народов Республики Башкортостан» - Устава МОБУ СОШ д.Юнусово» (в действующей редакции). -Образовательной программы НОО, ООО, СОО МОБУ СОШ д.Юнусово МР Мечетлинский район Республики Башкортостан; -Годового календарного учебного графика. -Письма Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 12 июля 2022 года №04-05/692 от 12 июля 2022 года Учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение государственного образовательного стандарта по классам и образовательным областям. В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», продолжительность урока во 2-11 классах по 40 минут. Обучение в 1-м классе осуществляется с использованием «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый); во втором полугодии (январь – май) – по 4 урока по 40 минут каждый. Режим работы: пятидневная учебная неделя для 1-4 классов. Стандарт предъявляет требования к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений. Основные образовательные программы в соответствии с требованиями ФГОС НОО разрабатываются в соотношении 80/20% Учебный план школы предусматривает выполнение государственной функции школы – обеспечение базового общего образования. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации, с учетом мнения коллегиального органа школы. Начальное образование Начальные классы учатся по обновленным Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования. Учебный план школы построен в соответствии с нормативным документом ФГОС начального общего образования. Обучение по всем учебным предметам будет осуществляться в соответствии с ФООП. Согласно ч.2. ст. 14 ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «ОБ образовании в Российской Федерации» преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации не должно осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка РФ. В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» продолжительность урока во 2-11 классах по 40 минут. Обучение в 1-м классе осуществляется с использованием «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый); во втором полугодии (январь – май) – по 4 урока по 40 минут каждый. Учебный план для 1-4 классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования при 5-дневной учебной неделе в 1-4 классах. Продолжительность учебного года: 1 класс - 33 недели, 2-4 классы-34 учебных недель. Обязательная часть реализуется через следующие предметные области и учебные предметы: - русский язык и литературное чтение (русский язык, литературное чтение); - родной язык и литературное чтение на родном языке - иностранный язык (иностранный язык (английский)); - математика и информатика (математика); - обществознание и естествознание (окружающий мир) (окружающий мир); - основы религиозных культур и светской этики (основы религиозных культур и светской этики); - искусство (музыка, изобразительное искусство); - технология (труд (технология)); - физическая культура (физическая культура); Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования: • формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; • готовность обучающихся к продолжению образования на последующих уровнях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям; • формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; • личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся. Изучение предмета «Русский язык» направлено на развитие речи, мышления, воображения обучающихся, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, на воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, пробуждение познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь. Формируются первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка. Обучающиеся овладевают умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема, овладевают основами делового письма (написание записки, адреса, письма). Изучение предмета «Литературное чтение» ориентировано на формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств школьника, способного к творческой деятельности. Изучение предмета «Родной язык» направлено на развитие языковой компетентности, коммуникативных умений, диалогической и монологической речи. В ходе изучения родного языка формируются речевые способности обучающегося, культура речи, интерес к родному языку, трепетное отношение к национальной культуре, традициям и обычаям родного края. Изучается на основании заявлений родителей и законных представителей обучающихся. Изучение предмета «Литературное чтение на родном языке» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. «Иностранный язык» в начальной школе изучается со 2 класса. Он формирует элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника; способствует мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком. Изучение предмета «Математика» направлено на формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры, на развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования. Особое место уделяется обеспечению первоначальных представлений о компьютерной грамотности обучающихся. Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» направлено на воспитание любви и уважения к природе, своему селу, своей Родине; осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме; приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к нему. Особое внимание уделяется формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях, т.е. основам безопасности жизнедеятельности. Изучение предметов «Музыка», «Изобразительное искусство» направлено на развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Изобразительное искусство, музыка изучается в объеме 0,5 ч. в неделю в 1-4 классах, 0,5 ч проводится за счёт обязательной части учебной программы, а 0,5 ч. за счёт часов внеурочной деятельности. Учебный предмет Труд «Технология» формирует практико-ориентированную направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуальнопрактической деятельности обучающегося; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у младших школьников. Технология изучается в объеме 1 ч. в неделю в 1-4 классах. Занятия по предмету «Физическая культура» направлены на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию и всесторонней физической подготовленности обучающегося. Занятия в 1-3 классе проводятся в количестве 1,5 часа, в 4 классе 1 час в неделю в урочной деятельности, 1,5 часа во внеурочной деятельности с 1 - 3 классы и 2 часа в 4 классе. В учебный план 4 класса включен 1 час в неделю на изучение учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета ОРКСЭ, осуществлялся родителями (законными представителями) обучающихся и зафиксирован письменными заявлениями родителей (законных представителей) обучающихся, а также протоколом родительского собрания. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, по заявлению родителей (законных представителей), может быть использовано на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части учебного плана. Это также отражается в письменных заявлениях родителей (законных представителей), протоколом родительского собрания. Учебные предметы учебного плана обеспечены программным, учебно-методическим материалом, утвержденным Министерством просвещения Российской Федерации. Список учебников соответствует утвержденному федеральному перечню учебников. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Промежуточная аттестация обучающихся по итогам четверти (2-4 классы), осуществляется на основе результатов текущего контроля успеваемости за период. Годовая промежуточная аттестация для 2-4 классов проводится в форме итоговых контрольных работ по математике, диктанта по русскому языку, сдачей нормативов по физической культуре и тестовых заданий по остальным учебным предметам с 12.05.2025 г. по 22.05.2025 г. без прекращения образовательного процесса. Проведение промежуточной аттестации обучающихся в МОБУ СОШ д.Юнусово регулируется «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» и единым графиком оценочных процедур. Основное общее образование Обучение по всем учебным предметам будет осуществляться в соответствии с ФООП. Учебный план обеспечивает реализацию требований ФГОС, определяет общие рамки отбора учебного материала, формирования перечня результатов образования и организации образовательной деятельности. Учебный план: фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию; распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным годам. Учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации, а также возможность преподавания и изучения родного языка из числа языков народов РФ. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере образования, предоставляет возможность обучения на государственных языках республик Российской Федерации и родном языке из числа языков народов Российской Федерации, возможность их изучения, а также устанавливает количество занятий. Вариативность содержания образовательных программ основного общего образования реализуется через возможность формирования программ основного общего образования различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, включая одаренных детей и детей с ОВЗ. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть примерного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. В учебный план 5-9 классов входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы: - русский язык и литература (русский язык, литература); - родной язык и родная литература; - иностранный язык (иностранный язык (английский); - математика и информатика (математика, информатика, статистика и вероятность); -общественно-научные предметы (История России. Всеобщая история, обществознание, география); - естественно-научные предметы (физика, биология, химия); -Основы духовно-нравственной культуры народов России; - искусство (музыка, изобразительное искусство); - технология (труд(технология)); - физическая культура (физическая культура). - Основы безопасности и защиты Родины (Основы безопасности и защиты Родины) Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ. Время, отводимое на данную часть примерного учебного плана, может быть использовано на: увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части, в том числе на углубленном уровне; введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные; другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся. В интересах детей с участием обучающихся и их семей могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития обучающегося (содержание учебных предметов, курсов, модулей, темп и формы образования). Продолжительность учебного года основного общего образования составляет 34 недели. Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5058 академических часов и более 5549 академических часов. Максимальное число часов в неделю в 5, 6 и 7 классах при 5дневной учебной неделе и 34 учебных неделях составляет 29, 30 и 32 часа соответственно. Максимальное число часов в неделю в 8 и 9 классах составляет 33 часа. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. При реализации примерного недельного учебного плана количество часов на физическую культуру составляет 2, третий час должен быть реализован образовательной организацией за счет часов внеурочной деятельности и/или за счет посещения учащимися спортивных секций. При проведении занятий по родному (нерусскому) языку из числа языков народов Российской Федерации в общеобразовательных организациях, где наряду с русским языком изучается родной (нерусский) язык (5–9 кл.), по иностранному языку (5–9 кл.), труд (технологии) (5–9 кл.), информатике, а также по физике и химии (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы с учетом норм по предельно допустимой наполняемости групп. Изучение языков и литературы в 5-9 классах представлены учебными предметами «Русский язык», «Литература», «Родной язык и литература», «Иностранный язык (английский). Русский язык. В процессе преподавания русского языка в основной школе осуществляется формирование и развитие ведущих компетенций: коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой. Ориентация на интенсивное речевое развитие предполагает реализацию коммуникативно-деятельностного подхода в обучении, решение приоритетных задач формирования, развития и совершенствования всех видов речевой деятельности, формирования навыков грамотной устной и письменной речи обучающихся в разных ситуациях речевого общения. Успешное решение задач изучения русского языка в рамках образовательного учреждения достигается благодаря принципу взаимосвязи уроков русского языка и развития речи с краеведческой работой, посещением театра, музея, выставок и т.п.; интеграции преподавания русского языка с другими предметами и в первую очередь на основе филологического принципа сближения преподавания языка и литературы. Литература. В основу преподавания курса литературы положен системнодеятельностный подход, предполагающий последовательное овладение навыками филологического анализа литературного произведения, работу с дополнительной справочной литературой, создание собственных текстов. Изучение литературы на базовом уровне основной школы обеспечивает целенаправленное совершенствование важных умений (компетенций): разные виды чтения; поиск, извлечение и обработку необходимой информации из различных источников, ее презентацию с формированием выраженных ораторских компетенций. Данные умения являются универсальными и будут востребованы в старшей школе обучающимися классов любого профиля. Речевое развитие школьников в процессе изучения литературы помогает обеспечивать подготовку обучающихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку и литературе. Английский язык. Основное назначение обучения иностранному языку состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Родной язык. Предметная область «Родной язык и родная литература» предусматривает изучение родных языков из числа языков народов Российской Федерации. Распределение предметных результатов освоения и содержания учебных предметов «Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации» и «Литературное чтение на родном языке» разрабатывается в соответствии с требованиями ФГОС с учетом ПООП по учебному предмету. Математика. В 5-6 классах вводится как интегрированный предмет, в 7-9 классах изучаются предметы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика». Информатика. Данный предмет представлен в учебном плане в 7-9 классах как самостоятельный учебный предмет и направлен на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности. Предметная область «Общественно-научные предметы» представлена учебными предметами: «История» в 5-9 классах, «Обществознание» в 7-9 классах, «География» в 5-9 классах и «Основы духовно-нравственных культур народов России» (далее ОДНКНР) в 5-6, 9 классах. Задачи: - овладение на уровне государственного стандарта, необходимыми для социальной адаптации знаниями об обществе, основных социальных ролях и видах взаимоотношений, сферах человеческой деятельности; - воспитание общероссийской идентичности гражданской ответственности, уважение к социальным нормам; - овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях; - освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи; - воспитание патриотизма, уважения к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни; - овладение методами исторического и экономического познания Предмет «Обществознание» изучается с 6 по 9 класс по 1 ч. Учебный предмет «География» изучается с 5 класса с соблюдением часов учебного плана основного общего образования и составляет 1 час в неделю в 5-6 классах, с 7 класса по 2 часа в неделю. Учебный предмет «ОДНКНР» изучается с 5 класса с соблюдением часов учебного плана основного общего образования и составляет 1 час в неделю в 5-6, 9 классах. Физика. Преподавание физики в основной школе осуществляется с 7-го класса по 2 часа в неделю. Химия. Преподавание химии проводится 2 часа в неделю в 8- 9классах. Биология. Преподавание биологии проводится на базовом уровне по 1 часу в 5-7 классах, по 2 ч в неделю в 8-9 классах. «Искусство» представлено учебными предметами: «Изобразительное искусство», «Музыка». Изобразительное искусство Предмет «Изобразительное искусство» преподается в 5-7 классах 0,5 часа в урочной и 0,5 часа во внеурочной деятельности. Предмет «Музыка» преподается в 5-7 классах по 0,5 часа в урочной и 0,5 часа во внеурочной деятельности, в 8 классе 1 час. Труд (технология). На уровне основного общего образования на изучение «Труд (Технология)» выделены в 5-7 классах 2 часа, в 8-9 классе по 1 час в неделю. При изучении учебного предмета «Труд (Технология)» значительная роль отводится методу проектной деятельности, решению творческих задач, моделированию и конструированию. Физическая культура. Предмет «Физическая культура» преподается в 5-8 классах 2 часа, в 9 классе – 1 час в урочной и с 5-9 класс по 1 часу во внеурочной деятельности. Основы безопасности и защиты Родины. Предмет «Основы безопасности и защиты Родины» преподается в 8-9 классах по 1 часу. Среднее общее образование Среднее общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Учебный план среднего общего образования (далее - учебный план) является одним из основных механизмов, обеспечивающих достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта, обязательной частью основной образовательной программы образовательной организации. В 2023-2024 обучение по всем учебным предметам будет осуществляться в соответствии с ФООП. Учебный план универсального профиля предусматривает изучения всеми учащимися обязательных учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, так же курсов по выбору (ЭК) и внеурочную деятельность. Учебный план содержит 13 общих обязательных учебных предметов: Предметная область «Русский язык и литература»: русский язык – 2 часа; литература -3 часа; Предметная область «Математика и информатика»: математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия, вероятность и статистика, информатика; Предметная область «Иностранные языки»: иностранный язык (английский язык) -3 часа; Предметная область «Естественные науки»: химия – 1 час, биология – 3 часа, физика – 2 часа; Предметная область «Общественные науки»: история – 2 часа; Предметная область «Физическая культура»: физическая культура – 2 часа; Предметная область «Основы безопасности и защиты Родины»: Основы безопасности и защиты Родины – 1 час. Также обязательным компонентом учебного плана среднего общего образования является курс «Индивидуальный проект». Он выполняется обучающимися самостоятельно под руководством руководителей-тьюторов. Тема проекта выбирается учащимися в зависимости от профиля обучения в любой избранной области деятельности: познавательной, практической, учебноисследовательской, социальной, художественно-творческой и иной. Индивидуальный проект выполняется обучающимися в течение 10 класса (1час в неделю). Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать: сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов. Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация обучающихся 5-10 классов за год проводится в форме итоговых контрольных по учебным предметам с 12.05.2025 г. по 22.05.2025 г. без прекращения образовательного процесса. Учебные Формы промежуточной аттестации предметы 5-8, 10 классы 9 класс Русский язык диктант, сочинение, изложение, итоговое итоговое тестирование, тестирование, контрольные контрольные срезы срезы (письменная и устная (письменная и устная форма) форма) Родной язык диктант, сочинение, тестовая работа, диктант, итоговое тестирование, контрольные срезы контрольные срезы (письменная и устная форма) (письменная и устная форма) Литература сочинение, итоговое итоговое тестирование, тестирование, контрольные контрольные срезы срезы (письменная и устная форма) (письменная и устная форма) Родная литература защита проектов Иностранный язык (английский язык) контрольная работа, контрольная работа, итоговое итоговое тестирование, тестирование, контрольные контрольные срезы срезы (письменная и устная (письменная и устная форма) форма) Иностранный язык (немецкий) контрольная работа, контрольная работа, итоговое итоговое тестирование, тестирование, контрольные контрольные срезы срезы (письменная и устная (письменная и устная форма) форма) Математика итоговое тестирование, контрольные срезы (письменная и устная форма) Алгебра итоговое тестирование, тестовая работа, контрольные контрольные срезы срезы (письменная и устная (письменная и устная форма) форма) Геометрия итоговое тестирование, тестовая работа, контрольные контрольные срезы срезы (письменная и устная (письменная и устная форма) форма) Информатика тест, устный ответ защита проектов тестовая работа, контрольные срезы (письменная и устная форма) Всеобщая история. итоговое тестирование, тестовая работа, контрольные История России контрольные срезы срезы (письменная и устная (письменная и устная форма) форма) Обществознание итоговое тестирование, тестовая работа, контрольные контрольные срезы срезы (письменная и устная (письменная и устная форма) форма) География итоговое тестирование, тестовая работа, контрольные контрольные срезы срезы (письменная и устная (письменная и устная форма) форма) Физика итоговое тестирование, тестовая работа, контрольные контрольные срезы срезы (письменная и устная (письменная и устная форма) форма) Химия итоговое тестирование, тестовая работа, контрольные контрольные срезы срезы (письменная и устная (письменная и устная форма) форма) Биология итоговое тестирование, тестовая работа, контрольные контрольные срезы (письменная и устная срезы(письменная и устная форма) форма) Музыка творческий проект - Изобразительное искусство творческий проект - Труд «Технология» творческий проект творческий проект Основы безопасности зачет жизнедеятельности и защиты Родины зачет Физическая культура сдача нормативов сдача нормативов Основы духовно- защита проекта нравственной культуры народов России - Проведение промежуточной аттестации обучающихся в МОБУ СОШ д.Юнусово регулируется «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» и графиком оценочных процедур, при разработке которой следует придерживаться рекомендаций Минпросвещения России и Рособрнадзора по основным подходам к формированию. Итоговая аттестация выпускников 9 класса проводится в соответствии со сроками, установленным Министерством образования РБ, РФ и в соответствии с порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. Вариант 3 Учебный план-недельный МОБУ СОШ д.Юнусово на основе Федерального учебного плана начального общего образования (5-дневная учебная неделя с изучением родного языка или обучением на родном языке) Предметные области Русский язык и литературное чтение Родной язык и литературное чтение на родном языке Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Учебные предметы Русский язык Литературное чтение Родной язык и (или) государственн ый язык республики Российской Федерации Литературное чтение на родном языке Иностранный язык Математика Учебные модули (при наличии) Количество часов в неделю 1 2 Обязательная часть 5 5 3 Всего 4 5 5 20 3 3 3 3 12 2 2 2 2 8 1,5 1,5 1,5 1 5,5 2 2 2 6 4 4 4 4 16 2 2 2 2 8 1 1 Окружающий мир Основы светской этики «Основы православной культуры» «Основы иудейской культуры» «Основы буддийской культуры» «Основы исламской культуры» «Основы религиозных культур народов России» «Основы светской этики» Искусство Технология Физическая культура Итого Изобразительн ое искусство Музыка Труд (технология) Физическая культура 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 2 2 1 4 1,5 1,5 1,5 1 5,5 21 23 23 23 90 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Учебные предметы, курсы, модули по выбору обучающихся, родителей (з.п.) несовершеннолетних обучающихся с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, в т.ч. дополнительные часы на изучение обязательных учебных предметов, изучение которых проводится при наличии возможностей Организации: родной язык, литературное чтение на родном языке и др. 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 Итого, часть формируемая участниками ОО Итого, учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе 21 23 23 23 90 Справочно: количество Гигиеническими нормативами и санитарно-эпидемиологическими требованиями при 5-дневной учебной неделе, не более учебных недель 33 34 34 34 Справочно: учебная нагрузка, предусмотренная 21 23 23 23 90 Внеурочная деятельность Курсы Формы внеурочной Всего внеурочной деятельности часов деятельности по 1-4 видам деятельности (перечень 1 2 3 4 предлагает организация) ИЗО Радуга творчества 0,5 0,5 0,5 0,5 2 музыка Музыкальная шкатулка 0,5 0,5 0,5 0,5 2 Подвижные игры 1,5 1,5 1,5 2 6,5 Физкультура Вариант № 3 Учебный план МОБУ СОШ д.Юнусово на основе Федерального учебного плана начального общего образования (5-дневная учебная неделя с изучением родного языка или обучением на родном языке) Предметные Учебные области предметы Учебные модули (при наличии) Количество часов в год 1 2 3 4 Всего 165 170 170 170 675 99 102 102 102 405 66 68 68 68 270 49,5 51 51 34 185,5 68 68 68 204 132 136 136 136 540 66 68 68 68 270 34 34 Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Родной язык и литературное чтение на родном языке Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Искусство Технология Физическая культура Русский язык Литературное чтение Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации Литературное чтение на родном языке Иностранный язык Математика Окружающий мир Основы светской «Основы этики православной культуры» «Основы иудейской культуры» «Основы буддийской культуры» «Основы исламской культуры» «Основы религиозных культур народов России» «Основы светской этики» Изобразительное искусство Музыка Труд (Технология) Физическая культура 16,5 16,5 17 17 17 17 17 17 67,5 67,5 33 34 34 34 135 49,5 51 51 34 185,5 Итого 693 782 782 782 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Учебные предметы, курсы, модули по выбору родителей (з.п.) несовершеннолетних обучающихся с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, в т.ч. дополнительные часы на изучение обязательных учебных предметов, изучение которых проводится при наличии возможностей Организации: родной язык, литературное чтение на родном языке и др. 0 0 0 0 Итого, часть формируемая участниками ОО ИТОГО, учебная нагрузка при 5дневной уч.неделе Справочно: количество учебных недель Справочно: учебная нагрузка, предусмотренная Гигиеническими нормативами и санитарноэпидемиологическими требованиями при 5-дневной учебной неделе, не более Курсы внеурочной деятельности по видам деятельности (перечень предлагает организация) ИЗО Музыка физкультура Формы внеурочной деятельности Музыкальная шкатулка «Подвижные игры» 0 0 0 693 782 782 782 33 34 34 34 21 23 23 23 2 0 0 3039 90 Всего часов 1-4 Внеурочная деятельность 1 Волшебные краски 0 3039 3 4 16,5 17 17 17 67,5 16,5 17 17 17 67,5 49,5 51 51 68 219,5 Вариант № 4 Учебный план –недельный основного общего образования МОБУ СОШ д.Юнусово на основе Федерального недельного учебного плана основного общего образования для 5-дневной учебной недели с изучением родного языка или обучением на родном языке Предметные области Учебные предметы Классы Количество часов в неделю V Русский язык и литература Родной язык и родная литература Иностранные языки Математика и информатика Общественнонаучные предметы Русский язык Литература Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации Родная литература Иностранный язык Математика Алгебра Геометрия Вероятность и статистика Информатика История России. Всеобщая история Обществознание География Физика Химия Биология Основы духовнонравственной культуры народов России 5 3 2 1 3 5 VI 6 3 2 1 3 5 2 VII 4 2 2 1 13 15 10 9 6 3 3 3 2 1 3 2 1 3 2 1 1 2 1 2 1 2 1 2 2 2 2 1 2 3 2 2 1 2 1 2 2 1 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 Технология 2 Физическая 2 культура Основы Основы безопасности и безопасности и защиты Родины защиты Родины Итого, обязательная часть 29 Учебные предметы, курсы, модули по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, в т.ч. дополнительные часы на изучение обязательных учебных предметов, изучение которых проводится при наличии возможностей 0,5 2 1 0,5 2 2 Изобразительное искусство Музыка Труд (технология) Физическая культура 22 13 1 3 1 1 Основы духовнонравственной культуры народов России Искусство IX 3 3 1 3 1 Естественнонаучные предметы VIII 3 2 2 Всего часов V-IX 30 0 32 0 3 8 2 4 8 7 4 7 3 2 0,5 1 1,5 1 1 2 8 7,5 1 1 2 33 0 33 157 0 Итого, часть формируемая участниками ОО 0 0 0 0 Итого, учебная нагрузка при 5-дневной у.н. 29 30 32 33 Справочно: Количество учебных недель 34 34 34 34 Учебная нагрузка, предусмотренная 29 30 32 33 Гигиеническими нормативами и санитарноэпидемиологическими требованиями при 5дневной учебной неделе, не более Внеурочная деятельность Курсы Формы внеурочной Количество часов внеурочной деятельности деятельности по видам деятельности V VI VII VIII (перечень предлагает организация) музыка ИЗО Физическая культура кружок изостудия секция 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 1 0 33 34 33 0 157 170 157 Всего часов V-IX IX 1 1,5 1,5 5 Вариант № 4 Учебный план –годовой основного общего образования МОБУ СОШ д.Юнусово на основе Федерального недельного учебного плана основного общего образования для 5-дневной учебной недели с изучением родного языка или обучением на родном языке Предметные области Учебные предметы Классы Русский язык и литература Родной язык и родная литература Русский язык Литература Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации Родная литература Иностранные языки Иностранный язык Математика и Математика информатика Алгебра Геометрия Вероятность и статистика Информатика ОбщественноИстория России. научные предметы Всеобщая история Обществознание География Естественнонаучные Физика предметы Химия Биология Основы духовноОсновы духовнонравственной нравственной культуры культуры народов народов России России Искусство Изобразительное искусство Музыка Технология Труд (технология) Физическая Физическая культура культура Основы Основы безопасности и безопасности и защиты Родины защиты Родины Итого, обязательная часть Учебные предметы, курсы, модули по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, в т.ч. дополнительные часы на изучение обязательных учебных предметов, изучение которых проводится при наличии возможностей Количество часов в год V 170 102 68 34 102 170 VI 204 102 68 34 102 170 68 VII 136 68 68 VIII 102 68 68 Всего часов V-IX IX 102 102 714 442 34 442 510 340 306 204 102 34 102 34 102 102 102 68 34 102 68 34 102 68 34 34 68 34 68 34 68 68 34 34 34 34 68 68 34 34 34 34 34 17 17 17 17 68 68 17 68 34 17 68 68 986 0 34 68 68 68 68 34 68 102 68 68 34 102 340 136 272 238 136 238 102 51 17 34 51 34 34 68 272 255 34 34 68 1020 1088 1122 1122 0 0 0 5338 0 Итого, часть формируемая участниками ОО 0 0 0 0 Итого, учебная нагрузка при 5-дневной у.н. 986 1020 1088 1122 1122 Справочно:Количество учебных недель 34 34 34 34 34 Учебная нагрузка, предусмотренная 29 30 32 33 33 Гигиеническими нормативами и санитарноэпидемиологическими требованиями при 5дневной учебной неделе, не более Внеурочная деятельность Курсы Формы внеурочной Количество часов внеурочной деятельности деятельности по видам деятельности V VI VII VIII IX (перечень предлагает организация) 0 5338 170 157 музыка ИЗО Физическая культура 51 51 170 кружок изостудия секция 17 17 34 17 17 34 17 17 34 34 34 Всего часов V-IX Учебный план универсального профиля с изучением родных языков для 10 класса МОБУ СОШ д.Юнусово 5-ти дневная неделя Предметная область Учебный предмет Уровень Количество часов в неделю годовая 10 класс Обязательная часть Русский язык Б 2 68 Литература Б 3 102 Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации Б 2 68 Родная литература Б 1 34 Иностранные языки Иностранный язык Б 3 102 Алгебра и начала математического анализа Б 2 68 Геометрия Б 2 68 Вероятность и статистика Б 1 34 Информатика Б 1 34 Физика Б 2 68 Химия Б 1 34 Биология Б 1 34 История Б 2 68 Обществознание Б 2 68 География Б 1 34 Физическая культура, Физическая культура Б 2 68 Основы безопасности и защиты Родины Основы безопасности и защиты Родины Б 1 34 1 34 Русский язык и литература Родной язык и родная литература Математика и информатика Естественнонаучные предметы Общественнонаучные предметы Индивидуальный проект ИТОГО 30 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 4 Русский язык 1 34 Алгебра и начала математического анализа 1 34 биология 1 34 обществознание 1 34 Учебные недели 34 Всего часов 34 Максимально допустимая недельная нагрузка в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами 34 Общая допустимая нагрузка за период обучения в 10 11-х классах в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами в часах, итого 2312 1156 Учебный план в соответствии с ФГОС для 11 класса (Универсальный профиль ) Количество часов Предметная область Учебный предмет Уровень 11-й класс Обязательная часть Русский язык Б 1 (34) Литература Б 3 (102) Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации Б 1 (34) Родная (башкирская) литература Б 1(34) Алгебра и начала математического анализа Б 3 (102) Геометрия Б 2 (68) Вероятность и статистика Б 1 (34) Информатика Б 1 (34) Иностранный язык Б 3 (102) Физика Б 2 (68) Химия Б 2 (68) Биология Б 1 (34) История Б 2 (68) Обществознание Б 2 (68) География Б 1(34) Физическая культура Физическая культура Б 2 (68) Основы безопасности и защиты Родины Основы безопасности и защиты Родины Б 1 (34) Русский язык и литература Родной язык и родная литература Математика и информатика Иностранные языки Естественно-научные предметы Общественно-научные предметы Всего, обязательная часть 29 (986) Часть, формируемая участниками образовательных отношений (элективные курсы, курсы по выбору) Русский язык Б 2 (68) Биология Б 2 (68) Родной язык Б 1(34) Всего, часть, формируемая участниками образовательных отношений Максимальная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе 4 (136) 34 (1156) Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, в соответствии с порядком, установленным образовательной организацией. Суммарный объем домашнего задания по всем предметам для каждого класса не должен превышать продолжительности выполнения 2 часа - для 5 класса, 2,5 часа - для 6 - 8 классов, 3,5 часа - для 9 - 11 классов. Образовательной организацией осуществляется координация и контроль объема домашнего задания учеников каждого класса по всем предметам в соответствии с санитарными нормами.