РП Труд (технология) 2,4 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Администрация МР Мечетлинский район РБ
МОБУ СОШ д.Юнусово

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4714956)
учебного предмета «Труд (технология)»
для 2 и 4 класса начального общего образования
на 2024-2025 учебный год

Составитель: Зиннурова Нурия Иштугановна,
учитель начальных классов

Юнусово 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Труд (технология)» (далее
соответственно - программа по труду (технологии), труд (технология)) на
уровне начального общего образования составлена на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы начального
общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе
воспитания.
Основной целью программы по труду (технологии) является успешная
социализация обучающихся, формирование у них функциональной
грамотности на базе освоения культурологических и конструкторскотехнологических знаний (о рукотворном мире и общих правилах его
создания в рамках исторически меняющихся технологий) и соответствующих
им практических умений, необходимых для разумной организации
собственной жизни воспитание ориентации на будущую трудовую
деятельность, выбор профессии в процессе практического знакомства с
историей ремесел и технологий.
Программа по труду (технологии) направлена на решение системы
задач:
формирование общих представлений о культуре и организации
трудовой деятельности как важной части общей культуры человека;
становление элементарных базовых знаний и представлений о
предметном (рукотворном) мире как результате деятельности человека, его
взаимодействии с миром природы, правилах и технологиях создания,
исторически развивающихся и современных производствах и профессиях;
формирование основ чертежно-графической грамотности, умения
работать с простейшей технологической документацией (рисунок, чертёж,
эскиз, схема);
формирование элементарных знаний и представлений о различных
материалах, технологиях их обработки и соответствующих умений;
развитие сенсомоторных процессов, психомоторной координации,
глазомера через формирование практических умений;
расширение культурного кругозора, развитие способности творческого
использования полученных знаний и умений в практической деятельности;
развитие познавательных психических процессов и приёмов умственной
деятельности посредством включения мыслительных операций в ходе
выполнения практических заданий;
развитие гибкости и вариативности мышления, способностей к
изобретательской деятельности;
воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным
традициям, понимания ценности предшествующих культур, отражённых в
материальном мире;

воспитание понимания социального значения разных профессий,
важности ответственного отношения каждого за результаты труда;
воспитание готовности участия в трудовых делах школьного
коллектива;
развитие социально ценных личностных качеств: организованности,
аккуратности, добросовестного и ответственного отношения к работе,
взаимопомощи, волевой саморегуляции, активности и инициативности;
воспитание интереса и творческого отношения к продуктивной
созидательной деятельности, мотивации успеха и достижений, стремления к
творческой самореализации;
становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого
отношения к окружающей природе, осознание взаимосвязи рукотворного
мира с миром природы;
воспитание положительного отношения к коллективному труду,
применение правил культуры общения, проявление уважения к взглядам и
мнению других людей.
Содержание
программы
по
труду
(технологии)
включает
характеристику основных структурных единиц (модулей), которые являются
общими для каждого года обучения:
 технологии, профессии и производства;
 технологии ручной обработки материалов: работы с бумагой и
картоном, с пластичными материалами, с природным материалом, с
текстильными материалами и другими доступными материалами
(например, пластик, поролон, фольга, солома);
 конструирование и моделирование: работа с конструктором (с
учётом
возможностей
материально-технической
базы
образовательной организации), конструирование и моделирование из
бумаги, картона, пластичных материалов, природных и текстильных
материалов, робототехника (с учётом возможностей материальнотехнической базы образовательной организации);
 ИКТ (с учётом возможностей материально-технической базы
образовательной организации).
В процессе освоения программы по труду (технологии) обучающиеся
овладевают основами проектной деятельности, которая направлена на
развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства
ответственности, умения искать и использовать информацию.
В программе по труду (технологии) осуществляется реализация
межпредметных связей с учебными предметами: «Математика»
(моделирование, выполнение расчётов, вычислений, построение форм с
учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами,
именованными числами), «Изобразительное искусство» (использование
средств художественной выразительности, законов и правил декоративноприкладного искусства и дизайна), «Окружающий мир» (природные формы и

конструкции как универсальный источник инженерно-художественных идей
для мастера; природа как источник сырья, этнокультурные традиции),
«Родной язык» (использование важнейших видов речевой деятельности и
основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения
результатов практической деятельности), «Литературное чтение» (работа с
текстами для создания образа, реализуемого в изделии).
Общее число часов, отведенных на изучение предмета «Труд
(технология)» – 135 часов: в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе –
34 часа (1 час в неделю), в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе – 34
часа (1 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 КЛАСС
Технологии, профессии и производства.
Рукотворный мир – результат труда человека. Элементарные
представления об основном принципе создания мира вещей: прочность
конструкции, удобство использования, эстетическая выразительность.
Средства художественной выразительности (композиция, цвет, тон и другие).
Изготовление изделий с учётом данного принципа. Общее представление о
технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия,
выстраивание последовательности практических действий и технологических
операций, подбор материалов и инструментов, экономная разметка,
обработка с целью получения (выделения) деталей, сборка, отделка изделия,
проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и
изменений. Изготовление изделий из различных материалов с соблюдением
этапов технологического процесса.
Традиции и современность. Новая жизнь древних профессий.
Совершенствование их технологических процессов. Мир профессий. Мастера
и их профессии, правила мастера. Культурные традиции. Техника на службе
человека.
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла,
его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые
проекты.
Технологии ручной обработки материалов.
Многообразие материалов, их свойств и их практическое применение в
жизни. Исследование и сравнение элементарных физических, механических
и технологических свойств различных материалов. Выбор материалов по их
декоративно-художественным и конструктивным свойствам.
Знание и выполнение основных технологических операций ручной
обработки материалов в процессе изготовления изделия: разметка деталей (с
помощью линейки (угольника, циркуля), формообразование деталей
(сгибание, складывание тонкого картона и плотных видов бумаги и другое),
сборка изделия (сшивание). Подвижное соединение деталей изделия.
Использование соответствующих способов обработки материалов в
зависимости от вида и назначения изделия.
Виды условных графических изображений: рисунок, простейший
чертёж, эскиз, схема. Чертёжные инструменты – линейка, угольник, циркуль.
Их функциональное назначение, конструкция. Приёмы безопасной работы
колющими инструментами (циркуль).
Технология обработки бумаги и картона. Назначение линий чертежа
(контур, линия разреза, сгиба, выносная, размерная). Чтение условных
графических изображений. Построение прямоугольника от двух прямых

углов (от одного прямого угла). Разметка деталей с опорой на простейший
чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или
эскизу, схеме. Использование измерений, вычислений и построений для
решения практических задач. Сгибание и складывание тонкого картона и
плотных видов бумаги – биговка. Подвижное соединение деталей на
проволоку, толстую нитку.
Технология обработки текстильных материалов. Строение ткани
(поперечное и продольное направление нитей). Ткани и нитки растительного
происхождения (полученные на основе натурального сырья). Виды ниток
(швейные, мулине). Трикотаж, нетканые материалы (общее представление),
его строение и основные свойства. Строчка прямого стежка и её варианты
(перевивы, наборы) и (или) строчка косого стежка и её варианты (крестик,
стебельчатая, ёлочка). Лекало. Разметка с помощью лекала (простейшей
выкройки). Технологическая последовательность изготовления несложного
швейного изделия (разметка деталей, выкраивание деталей, отделка деталей,
сшивание деталей).
Использование дополнительных материалов (например, проволока,
пряжа, бусины и другие).
Конструирование и моделирование.
Основные и дополнительные детали. Общее представление о правилах
создания гармоничной композиции. Симметрия, способы разметки и
конструирования симметричных форм.
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов
по простейшему чертежу или эскизу. Подвижное соединение деталей
конструкции. Внесение элементарных конструктивных изменений и
дополнений в изделие.
ИКТ
Демонстрация учителем готовых материалов на информационных
носителях.
Поиск информации. Интернет как источник информации.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение предмета труда (технологии) во 2 классе способствует
освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных
универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных
учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий,
совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
и исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах
изученного);

выполнять работу в соответствии с образцом, инструкцией, устной или
письменной;
выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, группировки с
учётом указанных критериев;
строить рассуждения, делать умозаключения, проверять их в
практической работе;
воспроизводить порядок действий при решении учебной (практической)
задачи;
осуществлять
решение
простых
задач
в
умственной
и
материализованной форме.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий:
получать информацию из учебника и других дидактических материалов,
использовать её в работе;
понимать и анализировать знаково-символическую информацию
(чертёж, эскиз, рисунок, схема) и строить работу в соответствии с ней.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть коммуникативных универсальных учебных
действий:
выполнять правила участия в учебном диалоге: задавать вопросы,
дополнять ответы других обучающихся, высказывать своё мнение, отвечать
на вопросы, проявлять уважительное отношение к одноклассникам,
внимание к мнению другого;
делиться впечатлениями о прослушанном (прочитанном) тексте,
рассказе учителя, о выполненной работе, созданном изделии.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных
учебных действий:
понимать и принимать учебную задачу;
организовывать свою деятельность;
понимать предлагаемый план действий, действовать по плану;
прогнозировать необходимые действия для получения практического
результата, планировать работу;
выполнять действия контроля и оценки;
воспринимать советы, оценку учителя и других обучающихся, стараться
учитывать их в работе.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
выполнять элементарную совместную деятельность в процессе
изготовления изделий, осуществлять взаимопомощь;

выполнять правила совместной работы: справедливо распределять
работу, договариваться, выполнять ответственно свою часть работы,
уважительно относиться к чужому мнению.
4 КЛАСС
Технологии, профессии и производства.
Профессии и технологии современного мира. Использование
достижений науки в развитии технического прогресса. Изобретение и
использование синтетических материалов с определёнными заданными
свойствами в различных отраслях и профессиях. Нефть как универсальное
сырьё. Материалы, получаемые из нефти (пластик, стеклоткань, пенопласт и
другие).
Мир профессий. Профессии, связанные с опасностями (пожарные,
космонавты, химики и другие).
Информационный мир, его место и влияние на жизнь и деятельность
людей. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности
человека на окружающую среду, способы её защиты.
Сохранение и развитие традиций прошлого в творчестве современных
мастеров. Бережное и уважительное отношение людей к культурным
традициям. Изготовление изделий с учётом традиционных правил и
современных технологий (лепка, вязание, шитьё, вышивка и другое).
Элементарная творческая и проектная деятельность (реализация
заданного или собственного замысла, поиск оптимальных конструктивных и
технологических решений). Коллективные, групповые и индивидуальные
проекты на основе содержания материала, изучаемого в течение учебного
года. Использование комбинированных техник создания конструкций по
заданным условиям в выполнении учебных проектов.
Технологии ручной обработки материалов.
Синтетические материалы – ткани, полимеры (пластик, поролон). Их
свойства. Создание синтетических материалов с заданными свойствами.
Использование измерений, вычислений и построений для решения
практических задач. Внесение дополнений и изменений в условные
графические изображения в соответствии с дополнительными (изменёнными)
требованиями к изделию.
Технология обработки бумаги и картона. Подбор материалов в
соответствии с замыслом, особенностями конструкции изделия. Определение
оптимальных способов разметки деталей, сборки изделия. Выбор способов
отделки. Комбинирование разных материалов в одном изделии.
Совершенствование умений выполнять разные способы разметки с
помощью чертёжных инструментов. Освоение доступных художественных
техник.

Технология обработки текстильных материалов. Обобщённое
представление о видах тканей (натуральные, искусственные, синтетические),
их свойствах и областей использования. Дизайн одежды в зависимости от её
назначения, моды, времени. Подбор текстильных материалов в соответствии
с замыслом, особенностями конструкции изделия. Раскрой деталей по
готовым лекалам (выкройкам), собственным несложным. Строчка петельного
стежка и её варианты («тамбур» и другие), её назначение (соединение и
отделка деталей) и (или) строчки петлеобразного и крестообразного стежков
(соединительные и отделочные). Подбор ручных строчек для сшивания и
отделки изделий. Простейший ремонт изделий.
Технология обработки синтетических материалов. Пластик, поролон,
полиэтилен. Общее знакомство, сравнение свойств. Самостоятельное
определение технологий их обработки в сравнении с освоенными
материалами.
Комбинированное использование разных материалов.
Конструирование и моделирование.
Современные требования к техническим устройствам (экологичность,
безопасность, эргономичность и другие).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в
том числе конструктора, по проектному заданию или собственному замыслу.
Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторскотехнологических проблем на всех этапах аналитического и технологического
процесса при выполнении индивидуальных творческих и коллективных
проектных работ.
Робототехника. Конструктивные, соединительные элементы и основные
узлы робота. Инструменты и детали для создания робота. Конструирование
робота. Составление алгоритма действий робота. Программирование,
тестирование робота. Преобразование конструкции робота. Презентация
робота.
ИКТ.
Работа с доступной информацией в Интернете и на цифровых носителях
информации.
Электронные и медиаресурсы в художественно-конструкторской,
проектной, предметной преобразующей деятельности. Работа с готовыми
цифровыми материалами. Поиск дополнительной информации по тематике
творческих и проектных работ, использование рисунков из ресурса
компьютера в оформлении изделий и другое. Создание презентаций в
программе PowerPoint или другой.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение труда (технологии) в 4 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных

действий,
коммуникативных
универсальных
учебных
действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
и исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии, использовать
их в ответах на вопросы и высказываниях (в пределах изученного);
анализировать конструкции предложенных образцов изделий;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по
образцу, рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме с использованием
общепринятых условных обозначений и по заданным условиям;
выстраивать
последовательность
практических
действий
и
технологических операций, подбирать материал и инструменты, выполнять
экономную разметку, сборку, отделку изделия;
решать простые задачи на преобразование конструкции;
выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или
письменной;
соотносить результат работы с заданным алгоритмом, проверять
изделия в действии, вносить необходимые дополнения и изменения;
классифицировать изделия по самостоятельно предложенному
существенному признаку (используемый материал, форма, размер,
назначение, способ сборки);
выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, классификации
предметов (изделий) с учётом указанных критериев;
анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку,
выделять основные и второстепенные составляющие конструкции.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
находить необходимую для выполнения работы информацию, пользуясь
различными источниками, анализировать её и отбирать в соответствии с
решаемой задачей;
на основе анализа информации производить выбор наиболее
эффективных способов работы;
использовать знаково-символические средства для решения задач в
умственной или материализованной форме, выполнять действия
моделирования, работать с моделями;
осуществлять поиск дополнительной информации по тематике
творческих и проектных работ;
использовать рисунки из ресурса компьютера в оформлении изделий и
другое;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий
для решения учебных и практических задач, в том числе Интернет под
руководством учителя.

У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
соблюдать правила участия в диалоге: ставить вопросы,
аргументировать и доказывать свою точку зрения, уважительно относиться к
чужому мнению;
описывать факты из истории развития ремёсел на Руси и в России,
высказывать своё отношение к предметам декоративно-прикладного
искусства разных народов Российской Федерации;
создавать
тексты-рассуждения:
раскрывать
последовательность
операций при работе с разными материалами;
осознавать культурно-исторический смысл и назначение праздников, их
роль в жизни каждого человека, ориентироваться в традициях организации и
оформления праздников.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных
учебных действий:
понимать и принимать учебную задачу, самостоятельно определять
цели учебно-познавательной деятельности;
планировать практическую работу в соответствии с поставленной целью
и выполнять её в соответствии с планом;
на основе анализа причинно-следственных связей между действиями и
их результатами прогнозировать практические «шаги» для получения
необходимого результата;
выполнять действия контроля (самоконтроля) и оценки, процесса и
результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в
выполняемые действия;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
организовывать под руководством учителя совместную работу в группе:
распределять роли, выполнять функции руководителя или подчинённого,
осуществлять продуктивное сотрудничество, взаимопомощь;
проявлять интерес к деятельности своих товарищей и результатам их
работы, в доброжелательной форме комментировать и оценивать их
достижения;
в процессе анализа и оценки совместной деятельности высказывать свои
предложения и пожелания, выслушивать и принимать к сведению мнение
других обучающихся, их советы и пожелания, с уважением относиться к
разной оценке своих достижений.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ТЕХНОЛОГИИ
НА
УРОВНЕ
НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по труду (технологии) на
уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней
позиции личности.
В результате изучения труда (технологии) на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
первоначальные представления о созидательном и нравственном
значении труда в жизни человека и общества, уважительное отношение к
труду и творчеству мастеров;
осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении
гармонического сосуществования рукотворного мира с миром природы,
ответственное отношение к сохранению окружающей среды;
понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в
предметном мире, чувство сопричастности к культуре своего народа,
уважительное отношение к культурным традициям других народов;
проявление способности к эстетической оценке окружающей
предметной среды, эстетические чувства – эмоционально-положительное
восприятие и понимание красоты форм и образов природных объектов,
образцов мировой и отечественной художественной культуры;
проявление положительного отношения и интереса к различным видам
творческой преобразующей деятельности, стремление к творческой
самореализации, мотивация к творческому труду, работе на результат,
способность к различным видам практической преобразующей деятельности;
проявление устойчивых волевых качества и способность к
саморегуляции:
организованность,
аккуратность,
трудолюбие,
ответственность, умение справляться с доступными проблемами;
готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики
общения, проявление толерантности и доброжелательности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения труда (технологии) на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные

действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
и исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии (в
пределах изученного), использовать изученную терминологию в своих
устных и письменных высказываниях;
осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных и
несущественных признаков;
сравнивать группы объектов (изделий), выделять в них общее и
различия;
делать обобщения (технико-технологического и декоративнохудожественного характера) по изучаемой тематике;
использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной
практической творческой деятельности;
комбинировать и использовать освоенные технологии при изготовлении
изделий в соответствии с технической, технологической или декоративнохудожественной задачей;
понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения
объектов и законов природы, доступного исторического и современного
опыта технологической деятельности.
У обучающегося будут сформированы умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информации
в учебнике и других доступных источниках, анализировать её и отбирать в
соответствии с решаемой задачей;
анализировать и использовать знаково-символические средства
представления информации для решения задач в умственной и
материализованной форме, выполнять действия моделирования, работать с
моделями;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий
для решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с
контролируемым выходом), оценивать объективность информации и
возможности её использования для решения конкретных учебных задач;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или
представленным в других информационных источниках.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать
реплики-уточнения и дополнения, формулировать собственное мнение и
идеи, аргументированно их излагать, выслушивать разные мнения, учитывать
их в диалоге;

создавать тексты-описания на основе наблюдений (рассматривания)
изделий декоративно-прикладного искусства народов России;
строить рассуждения о связях природного и предметного мира, простые
суждения (небольшие тексты) об объекте, его строении, свойствах и
способах создания;
объяснять последовательность совершаемых действий при создании
изделия.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных
учебных действий:
рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места,
поддержание и наведение порядка, уборка после работы);
выполнять правила безопасности труда при выполнении работы;
планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми
действиями и их результатами, прогнозировать действия для получения
необходимых результатов;
выполнять действия контроля и оценки, вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта
характера сделанных ошибок;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы.
У обучающегося будут сформированы умения совместной
деятельности:
организовывать под руководством учителя и самостоятельно
совместную работу в группе: обсуждать задачу, распределять роли,
выполнять функции руководителя (лидера) и подчинённого, осуществлять
продуктивное сотрудничество;
проявлять интерес к работе товарищей, в доброжелательной форме
комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои предложения
и пожелания, оказывать при необходимости помощь;
понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные
идеи решений предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать
конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его
практического воплощения, предъявлять аргументы для защиты продукта
проектной деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения во 2 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по труду
(технологии):

понимать смысл понятий «инструкционная» («технологическая») карта,
«чертёж», «эскиз», «линии чертежа», «развёртка», «макет», «модель»,
«технология», «технологические операции», «способы обработки» и
использовать их в практической деятельности;
выполнять задания по самостоятельно составленному плану;
распознавать элементарные общие правила создания рукотворного мира
(прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия,
асимметрия, равновесие), наблюдать гармонию предметов и окружающей
среды, называть характерные особенности изученных видов декоративноприкладного искусства;
выделять, называть и применять изученные общие правила создания
рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
самостоятельно готовить рабочее место в соответствии с видом
деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее
место;
анализировать задание (образец) по предложенным вопросам, памятке
или инструкции, самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на
инструкционную (технологическую) карту;
самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы,
исследовать свойства новых изучаемых материалов (толстый картон,
натуральные ткани, нитки, проволока и другие);
читать простейшие чертежи (эскизы), называть линии чертежа (линия
контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба, линия
симметрии);
выполнять экономную разметку прямоугольника (от двух прямых углов
и одного прямого угла) с помощью чертёжных инструментов (линейки,
угольника) с опорой на простейший чертёж (эскиз), чертить окружность с
помощью циркуля;
выполнять биговку;
выполнять построение простейшего лекала (выкройки) правильной
геометрической формы и разметку деталей кроя на ткани по нему/ней;
оформлять изделия и соединять детали освоенными ручными
строчками;
понимать смысл понятия «развёртка» (трёхмерного предмета),
соотносить объёмную конструкцию с изображениями её развёртки;
отличать макет от модели, строить трёхмерный макет из готовой
развёртки;
определять неподвижный и подвижный способ соединения деталей и
выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по
модели, простейшему чертежу или эскизу;
решать несложные конструкторско-технологические задачи;

применять освоенные знания и практические умения (технологические,
графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и
практической деятельности;
делать выбор, какое мнение принять – своё или другое, высказанное в
ходе обсуждения;
выполнять работу в малых группах, осуществлять сотрудничество;
понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под
руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых
группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его
в продукте, демонстрировать готовый продукт;
знать профессии людей, работающих в сфере обслуживания.
К концу обучения в 4 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по труду
(технологии):
формировать общее представление о мире профессий, их социальном
значении, о творчестве и творческих профессиях, о мировых достижениях в
области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых
окружающих производствах;
на основе анализа задания самостоятельно организовывать рабочее
место в зависимости от вида работы, осуществлять планирование трудового
процесса;
самостоятельно планировать и выполнять практическое задание
(практическую работу) с опорой на инструкционную (технологическую)
карту или творческий замысел, при необходимости вносить коррективы в
выполняемые действия;
понимать элементарные основы бытовой культуры, выполнять
доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего
труда;
выполнять более сложные виды работ и приёмы обработки различных
материалов (например, плетение, шитьё и вышивание, тиснение по фольге),
комбинировать различные способы в зависимости и от поставленной задачи,
оформлять изделия и соединять детали освоенными ручными строчками;
выполнять символические действия моделирования, понимать и
создавать простейшие виды технической документации (чертёж развёртки,
эскиз, технический рисунок, схему) и выполнять по ней работу;
решать простейшие задачи рационализаторского характера по
изменению конструкции изделия: на достраивание, придание новых свойств
конструкции в связи с изменением функционального назначения изделия;
на основе усвоенных правил дизайна решать простейшие
художественно-конструкторские задачи по созданию изделий с заданной
функцией;

создавать небольшие тексты, презентации и печатные публикации с
использованием изображений на экране компьютера, оформлять текст
(выбор шрифта, размера, цвета шрифта, выравнивание абзаца);
работать с доступной информацией, работать в программах Word,
PowerPoint;
решать творческие задачи, мысленно создавать и разрабатывать
проектный замысел, осуществлять выбор средств и способов его
практического воплощения, аргументированно представлять продукт
проектной деятельности;
осуществлять сотрудничество в различных видах совместной
деятельности, предлагать идеи для обсуждения, уважительно относиться к
мнению товарищей, договариваться, участвовать в распределении ролей,
координировать собственную работу в общем процессе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Раздел 1. Технологии, профессии и производства.
Средства художественной
выразительности (композиция, цвет,
1.1
форма, размер, тон, светотень,
симметрия) в работах мастеров. Мир
профессий. Мастера и их профессии
Итого по разделу

Всего

5

Контрольные
работы

0

Практические
работы

0

Дата
изучения

02.09.2024
09.09.2024
16.09.2024
23.09.2024
30.09.2024

Электронные
цифровые
образовательн
ые ресурсы

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru/
subject/8/1/

5

Раздел 2. Технологии ручной обработки материалов. Конструирование и моделирование.

2.1

2.2

2.3

Технология и технологические операции
ручной обработки материалов

Технология и технологические операции
ручной обработки материалов (общее
представление)
Элементы графической грамоты. Мир
профессий

4

1

0

0

0

0

07.10.2024
14.10.2024
21.10.2024

11.11.2024

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru/
subject/8/1/

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru/
subject/8/1/

2

0

0

18.11.2024
25.11.2024

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru/

subject/8/1/

2.4

2.5

2.6

2.7

2.8

2.9

2.10

Разметка прямоугольных деталей от
двух прямых углов по линейке

Угольник – чертежный (контрольноизмерительный) инструмент. Разметка
прямоугольных деталей по угольнику
Циркуль – чертежный (контрольноизмерительный) инструмент. Разметка
круглых деталей циркулем

Подвижное и неподвижное соединение
деталей. Соединение деталей изделия

Машины на службе у человека. Мир
профессий

3

1

0

0

0

0

02.12.2024
09.12.2024
16.12.2024

23.12.2024

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru/
subject/8/1/

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru/
subject/8/1/

2

5

2

0

0

0

0

0

0

13.01.2025
20.01.2025
27.01.2025
03.02.2025
10.02.2025
17.02.2025
24.02.2025
03.03.2025
10.03.2025

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru/
subject/8/1/

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru/
subject/8/1/

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru/
subject/8/1/

Технология обработки текстильных
материалов. Натуральные ткани.
Основные свойства натуральных тканей.
Мир профессий

2

Технология изготовления швейных
изделий. Лекало. Строчка косого стежка
и ее варианты

6

0

0

0

0

17.03.2025
24.03.2025

Российская
электронная
школа

07.04.2025
14.04.2025
21.04.2025

Российская
электронная
школа

https://resh.edu.ru/
subject/8/1/

28.04.2025
05.05.2025
12.05.2025

Итого по разделу

https://resh.edu.ru/
subject/8/1/

28

Раздел 3. Итоговый контроль за год

3.1

Проверочная работа

1

1

0

19.05.2025

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru/
subject/8/1/

Итого по разделу

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

1

0

4 КЛАСС
№ п/п

Тема урока

Раздел 1. Технологии, профессии и производства
Технологии, профессии и
1.1
производства. Современные
производства и профессии
Итого по разделу

Количество часов
Контрольные
Всего
работы

2

0

Практические
работы

0

Дата
изучения

02.09.2024
09.09.2024

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

2

Раздел 2. Информационно-коммуникационные технологии

2.1

Информационнокоммуникационные технологии

Итого по разделу

3

0

0

16.09.2024
23.09.2024
30.09.2024

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

3

Раздел 3. Конструирование и моделирование

3.1

Конструирование
робототехнических моделей

Итого по разделу

5

5

0

0

07.10.2024
14.10.2024
21.10.2024
11.11.2024
18.11.2024

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

Раздел 4. Технологии ручной обработки материалов. Конструирование и моделирование

4.1

4.2

23.12.2024

13.01.2025
20.01.2025

4.5

4.6

Конструирование сложных
изделий из бумаги и картона

Конструирование объемных
изделий из разверток
Интерьеры разных времен. Декор
интерьера. Мир профессий

Синтетические материалы. Мир
профессий

История одежды и текстильных
материалов. Мир профессий
Конструирование и
моделирование. Конструирование
изделий из разных материалов, в
том числе наборов «Конструктор»

4

3

3

5

5

3

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

25.11.2024
02.12.2024
09.12.2024
16.12.2024

Библиотнеа ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/04

23.12.2024
13.01.2025
20.01.2025

Российская электронная
школа

27.01.2025
03.02.2025
10.02.2025

Российская электронная
школа

17.02.2025
24.02.2025
03.03.2025
10.03.2025
17.03.2025

24.03.2025
07.04.2025
14.04.2025
21.04.2025
28.04.2025
05.05.2025
12.05.2025
19.05.2025

https://resh.edu.ru/subject/8/1/

https://resh.edu.ru/subject/8/1/

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

по заданным условиям
Итого по разделу

23

Раздел 5. Итоговый контроль за год
5.1

Подготовка портфолио.
Проверочная работа

1

1

0

1205.2025

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

Итого по разделу

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

1

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№ п/п

1

2

3

4

5

6

7

Тема урока

Мастера и их профессии.
Повторение и обобщение
пройденного в первом классе
Средства художественной
выразительности: цвет, форма,
размер. Общее представление
Средства художественной
выразительности: цвет в
композиции
Виды цветочных композиций
(центральная, вертикальная,
горизонтальная)
Светотень. Способы ее получения
формообразованием белых
бумажных деталей

Количество часов
Контрольные
Всего
работы

1

0

Практические
работы

0

Дата
изучения

02.09.2024

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

1

0

0

09.09.2024

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

1

0

0

16.09.2024

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

1

0

0

23.09.2024

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

1

0

0

30.09.2024

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

Биговка – способ сгибания тонкого
картона и плотных видов бумаги

1

Биговка по кривым линиям

1

0

0

07.10.2024

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

0

0

14.10.2024

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

8
9

Изготовление сложных выпуклых
форм на деталях из тонкого картона
и плотных видов бумаги
Конструирование складной
открытки со вставкой

1
1

0
0

0
0

21.10.2024
11.11.2024

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

Российская электронная
школа

https://resh.edu.ru/subject/8/1/

10

11

12

13

14

15

16

17

18
19

Технология и технологические
операции ручной обработки
материалов (общее представление)
(внеурочка)
Линейка – чертежный (контрольноизмерительный) инструмент.
Понятие «чертеж». Линии чертежа
(основная толстая, тонкая, штрих и
два пунктира)
Понятие «чертеж». Линии чертежа
(основная толстая, тонкая, штрих и
два пунктира) (внеурочка)

1

1

18.11.2024

Российская электронная
школа

0

0

25.11.2024

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

1

0

0

02.122024.

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

1

Конструирование усложненных
изделий из бумаги(внеурочка)

1

Угольник – чертежный (контрольноизмерительный) инструмент.
Разметка прямоугольных деталей по
угольнику(внеурочка)
Циркуль. Его назначение,
конструкция, приемы работы. Круг,
окружность, радиус
Чертеж круга. Деление круглых
деталей на части. Получение
секторов из круга(внеурочка)
Подвижное и соединение деталей.

0

https://resh.edu.ru/subject/8/1/

Разметка прямоугольных деталей от
двух прямых углов по линейке

Конструирование усложненных
изделий из бумаги

0

0

0

09.12.2024

0Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

0

0

16.12.2024

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

1

0

0

23.12.2024

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

1

0

0

13.01.2025

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

1

0

0

20.01.2025

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

1

0

0

27.01.2025

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

1

0

0

03.02.2025

Российская электронная

Шарнир. Соединение деталей на
шпильку
20

21

22

23

24

25

Подвижное соединение деталей
шарнир на проволоку

школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

1

0

0

10.02.2025

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

Шарнирный механизм по типу
игрушки-дергунчик

1

«Щелевой замок» - способ
разъемного соединения деталей

1

Разъемное соединение
вращающихся деталей

1

0

0

17.02.2025

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

0

0

0

0

24.02.2025
03.03.2025

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

Транспорт и машины специального
назначения

1

Макет автомобиля

1

0

0

10.03.2025

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

0

0

17.03.2025

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

26

27

28

29
30

Натуральные ткани, трикотажное
полотно, нетканые материалы
Виды ниток. Их назначение,
использование
Строчка косого стежка. Назначение.
Безузелковое закрепление нитки на
ткани. Зашивания разреза
Разметка и выкраивание
прямоугольного швейного изделия.
Отделка вышивкой
Сборка, сшивание швейного

1

0

0

24.03.2025

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

1

0

0

07.04.2025

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

1

0

Российская электронная
школа

0
14.04.2025

1

0

0

21.04.2025

https://resh.edu.ru/subject/8/1/

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

1

0

0

28.04.2025

Российская электронная

изделия

школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

31

32

33

Лекало. Разметка и выкраивание
деталей швейного изделия по лекалу

1

Изготовление швейного изделия с
отделкой вышивкой

1

Изготовление швейного изделия с
отделкой вышивкой

1

0

05.05.2025

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

0

0

12.05.2025

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

0

0

19.05.2025

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

Итоговый контроль за год
(проверочная работа)

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

34

0

1

0

19.05.2025

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

1

0

4 КЛАСС
№ п/п

1

2

3

Тема урока

Количество часов
Контрольные
Всего
работы

Повторение изученного в 3
классе. Современные
синтетические материалы

1

Современные производства и
профессии

1

Информация. Интернет

1

0

Практические
работы

0

Дата
изучения

02.09.2024

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

0

0

09.09.2024

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

0

0

16.09.2024

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

4

Графический редактор

1

0

0

23.09.2024

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

5

6

Групповой проект в рамках
изучаемой тематики

1

Робототехника. Виды роботов

1

0

0

30.09.2024

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

0

0

07.10.2024

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

7

Конструирование робота

1

0

0

14.10.2024

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

8

9

Электронные устройства.
Контроллер, двигатель

1

Программирование робота

1

0

0

21.10.2024

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

0

0

11.11.2024

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

10

Испытания и презентация робота

1

0

0

18.11.2024

Российская электронная

школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Конструирование сложной
открытки

1

Конструирование сложных
изделий из бумаги и картона

1

Конструирование объемного
изделия военной тематики

1

Конструирование объемного
изделия – подарок женщине,
девочке
Изменение форм деталей
съемных изделий. Изменение
размеров деталей развертки

0

0

25.11.2024

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

0

0

02.122024.

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

0

0

09.12.2024

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

1

0

0

16.12.2024

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

1

0

0

23.12.2024

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

Построение развертки с помощью
линейки и циркуля

1

Построение развертки
многогранной пирамиды
циркулем

1

Декор интерьера.
Художественная техника декупаж

1

Природные мотивы в декоре
интерьера

1

Конструирование и
моделирование изделий из
различных материалов.
Подвижное соединение деталей

1

0

0

13.01.2025

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

0

0

20.01.2025

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

0

0

27.01.2025

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

0

0

03.02.2025

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

0

0

10.02.2025

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

на проволоку (толстую нитку)
21

22

23

24

25

Полимеры. Виды полимерных
материалов, их свойства

1

Технология обработки
полимерных материалов (на
выбор, например)

1

Конструирование сложных форм
из пластиковых трубочек

1

Конструирование объемных
геометрических конструкций из
разных материалов

1

Синтетические ткани, их свойства

0

0

17.02.2025

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

0

0

0

0

24.02.2025
03.03.2025

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

0

0

10.03.2025

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

1

0

0

17.03.2025

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

26

27

28

29

30
31

Мода, одежда и ткани разных
времен. Ткани натурального и
искусственного происхождения

1

Способ драпировки тканей.
Исторический костюм

1

Одежда народов России.
Составные части костюмов и
платьев, их конструктивные и
декоративные особенности
Строчка крестообразного стежка.
Строчка петлеобразного стежка.
Аксессуары в одежде
Строчка крестообразного стежка.
Строчка петлеобразного стежка.
Аксессуары в одежде
Конструкция «пружина» из полос

0

0

24.03.2025

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

0

0

07.04.2025

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

1

0

Российская электронная
школа

0
14.04.2025

1

0

0

21.04.2025

https://resh.edu.ru/subject/8/1/

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

1

0

0

28.04.2025

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

1

0

0

05.05.2025

Российская электронная

картона или металлических
деталей наборов типа
«Конструктор»
32

33

34

школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

Конструкции с ножничным
механизмом

1

Конструкция с рычажным
механизмом

1

Подготовка портфолио.
Проверочная работа

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

0

0

12.05.2025

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

0

0

19.05.2025

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

1

1

0

19.05.2025

Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/subject/8/1/

34

1

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Технология, 2 класс/Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. Рабочая тетрадь. 2
класс (96 с.)

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. Учебник с
приложением
на электронном носителе. 2 класс (128 с.)
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. Рабочая тетрадь. 2 класс
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Уроки технологии. 2 класс

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru
http://pedsovet.su

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Компьютер, проектор
Раздаточные материалы (справочные)
Набор демонстрационных материалов, коллекций (в соответствии с программой).
Объемные модели геометрических фигур.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».